Д

Выставка – дайджест (краткое изложение) – выставка, как правило, материалов из периодических изданий, представленных в сокращенном варианте.

Выставка – дебют – творческие работы читателей выставляются впервые. Например, «Дизайн: современный взгляд» - дебют дизайнерских проектов читателей.

Выставка – действие - ориентирует пользователей на определенный вид деятельности, например, «Сделай мир ярче».

Выставка – декорация – выставка, которая служит и своеобразным оформлением, где художественно используются живописные и другие средства изобразительного искусства.


Выставка – детектив – данная выставка не только знакомит читателей с различными детективами, но предлагает им самим провести расследование и найти «детектив дня» по подсказке. Например,

«Стрела попала точно в цель,

Мишень перед тобой,

Поможет автора узнать

Кавалерист - герой»

(Е. Чапаева «Близнецы и Робин Гуд»)


Выставка – дефиле – своеобразная демонстрация каких-либо возможностей, раскрываемая книгами, например, «Вторая жизнь ненужных вещей».

Выставка – диалог – способствует коммуникативной деятельности и формированию навыков обмена мнениями. При организации выставок – диалогов, как и выставок – дискуссий, читатель воспринимается не как объект обучения и воспитания, а как равноправный участник. Так наилучшим образом реализуется столь необходимый взаимообогащающий диалог между библиотекарем и читателем. Например, выставка - диалог «Я хочу узнать о себе…», где библиотекарь подбирает ответы на вопросы читателей - подростков, которые они иногда стесняются задавать взрослым: любовь, мои права и др. Выставка нацеливает на более глубокое восприятие литературы, обмен мнениями, предлагает творческие задания читателям, созвучные интересующим темам: «Каков он современный подросток?». Подобные выставки помогают многим ребятам легче идти на прямые контакты с библиотекарем, найти единомышленников по интересам среди сверстников. Цель выставки – диалога «Как все! Как все? Как все» - приобщение к чтению художественной литературы, выработка умения осознавать нравственные проблемы, поднятые в произведениях.

Цитата: «Осудите сначала себя самого,

Научитесь искусству такому,

А уж после судите врага своего

И соседа по шару земному…»

Как это важно – не дать убить в себе человека, растить в себе задатки доброго и прекрасного – вот главный вывод, к которому должны прийти читатели.

Выставка «Диалоги о культуре» позволяет представить разные точки зрения на обсуждаемый вопрос, возможность высказаться, слушать и услышать.

Выставка – диалог больше подходит подросткам старшего возраста и по своему изначальному замыслу должна быть ориентирована на эту возрастную группу. Новый шаг –разработка виртуальных выставок - диалогов с применением мультимедийных, дизайнерских программ, позволяющих действительно построить диалог с читателем, эмоционально вовлечь в разговор и привлечь к затронутой теме.

Выставка – дилижанс - выставка неспешно, подобно дилижансу, перемещает читателей по временам и странам, с остановками в различных эпохах. Например, «поездка» от момента зарождения театра до 19 века – «Магия театра». Выставка – дилижанс также может быть посвящена истории общественного транспорта, или оформлена по материалам периодических изданий «Почтовый дилижанс».

Выставка - диорама – в оформлении обязательно присутствует передний предметный план,выделяющий часть из целого, что также должно найти отражение в названии и оформлении. Например, «Сталинградская битва на фоне Великой Отечественной войны», «Импрессионизм как направление искусства ХХ1 века».

Выставка – дискуссия – представляет издания, где отражены разные точки зрения и «втягивает» читателя в дискуссию, привлекая внимание к проблемным, дискуссионным моментам темы. Читателям предлагается принять участие в обсуждении произведений, по которым высказываются диаметрально противоположные мнения. Например, «Гарри Поттер – это супер!? Гарри Поттер: «за» и «против». Ни одна книга не вызывала столько споров, сколько книга Джоан Роулинг о Гарри Потере. Некоторые литературоведы видят в Гарри выразителя философии нового поколения, а сами книги признают феноменом литературы.Их оппоненты считают автора типичным литературным графоманом и утверждают, что книги лишь культивируют интерес к колдовству и магии. В любом случае запрещать чтение «Поттера» бессмысленно. Лучше оформить выставку-дискуссию. На выставке помещается плакат - обращение к читателям с различными вопросами и творческими заданиями. Или выставка - дискуссия «Классики любимые и не очень».

Выставка – диспут – предполагается разговор - спор между читателями с целью раскрытия различных проблем, например социального развития подростков, оказания помощи в их духовном становлении «Ровесник, ответь ровеснику». На выставке желательно наличие тетради откликов.

Выставка – дневник – представляются дневники известных людей, писателей, которые можно рассматривать как документы эпохи («Дневник Тани Савичевой», дневники К. И. Чуковского, Ю. Олеши и др.). По желанию могут выставляться дневники читателей, например, «Прочитал, Читаю, Хочу прочитать» или даже собаки - «Дневник Фокса Микки», который настолько умен, что умеет читать, писать и задавать вопросы читателям (рассказ Саши Черного). Флаеры с вопросами и ответами детей размещаются на выставке.

Выставка – досье – представляет собой выставку произведений, документов, свидетельств по какому-либо делу или вопросу. Для создания выставки предполагается сбор фактических данных о чем-либо по актуальным проблемам. Например, «Родословные флагов, гербов, гимнов РФ, РБ», где читатели знакомятся с информацией по данной теме, могут увидеть флаги и послушать гимны. Данная форма выставки приемлема для подростков и старших школьников.

Выставка – досье читателя (литературное) – отличается от авторской выставки тем, что дает большой простор читателю в выражении своего творческого «Я».

Выставка – дуэль - диалог двух точек зрения, например, «К барьеру: Есть ли у библиотек будущее в цифровую эпоху?». На выставке экспонируются статьи с диаметрально противоположными точками зрения: «За» и «Против» и, как вариант, коммюнике, соглашение или решение: «Если мы хотим, чтобы в головах у наших детей была только информация, пускай пользуются только компьютером. Если мы хотим, чтобы они становились всесторонне развитыми людьми, то книга обязательна».